Китайская акварель. Эпоха Тан

Если вы не читали историю с самого начала, то перед тем как ознакомиться с этим постом, рекомендую  прочитать пост по ссылке: Китайская акварель. Основатели китайской живописи

На вторую ступень развития китайская традиция вступила, так же как и европейская. Этой ступенью была светская живопись эпохи династий Суй (581–618 гг.) и Тан( 618–907 гг.). Первым жанром китайской живописи была живопись фигур. Пейзаж на таких полотнах появлялся лишь иногда, в сопровождении к большим фигурам божеств и царей на переднем плане.
Наиболее ранней из известных пейзажных свитков является работа Чжан Цзыцяня «Уходящая весна», относящаяся к эпохе Суй.

Самой известной героиней живописи людей стала любимая наложница императора Сюань Цзуна Ян Гуй Фэй. Роковая привязанность императора к наложнице стала причиной крупнейшего кризиса династии Тан, чуть было не разрушившего всю империю.






Эпоха Тан 

В Китае расцвет классической водяной техники начался в VIII в., в период династии Тан - один из самых ярких в истории великой цивилизации. В живописи этого периода полно выразились поиски законов обобщения вселенной, единения человека с миром. 

Многообразие жизненных устремлений Танского государства определило характер живописи. Живопись эпохи ярка, красочна, наполнена торжественности и праздничности. Живопись на свитках переживала в эпоху Тан расцвет. Появляются новые сюжеты, новые живописные приемы, каноны. Выделяется в отдельный жанр портрет. Именно во времена династии Тан были написаны первые дошедшие до нас пейзажи.

Художники уподоблялись поэтам в своем восхищении породой. Они стремились в совершенстве передать окружающий их мир: старательно изображали деревья, домашних животных, сцены из крестьянского быта. Нередко своими произведениями они иллюстрировали стихи. Изображая ландшафты, растения, животных, птиц или небольшие сюжетные сцены, художники сопровождали рисунки надписями.Для передачи приподнятого, радостного, эмоционального образа мира художники используют особую декоративную систему, построенную на сочетании ярко окрашенных в синие, зеленые, белые цвета плоскостей, изображающие горы и облака, и образующие своеобразные кулисы, с множеством скрупулёзно выписанных деталей. Линии обводятся золотым контуром. Фигуры вкрапливаются в пейзаж яркими пятнами. Масштабы гор и деревьев противопоставляются масштабам людей. Хотя только намечается воздушная среда, уже найдены приемы передачи грандиозных пространственных далей: вздымающихся к небу горных пиков, широких долин, могучих потоков — всех почитаемых с древности элементов природы, которые являются главной темой китайского пейзаж.

Первый из дошедших до нас пейзаж – не был монохромным, он относился к жанру «Сине – зелёных пейзажей» или «Золотисто – зелёных пейзажей». Речь идёт о картине Ли Чжа Дао «Путешествие императора в царство Шу».

И хотя это одна из самых древних картин похожего жанра, дошедшая до нас, традиция рассказывает о том, что и до Ли Чжа Дао многие известные художники писали пейзажи именно в этом жанре, используя для своих произведений самые яркие краски. Художники многих последующих поколений, стремясь «кистью вернуться к истокам» создавали сине зелёные пейзажи.




Один из самых выдающихся художников эпохи Ван Вэй. Ван Вэй стал основателем нового стиля живописи, которая опускает всё лишнее и оставляет главное, живописи свободной от страстей мира, – пейзажной живописи тушью.

Пейзаж Ван Вэя, изображающий заснеженную долину до нас не дошёл, но дошли его более поздние репродукции:


Именно с этой картины берёт начала гигантский жанр «зимних монохромных пейзажей».
Ван вэй так же известен как автор первого в истории трактата о пейзажной живописи «Тайны живописи». Начинается этот трактат со слов: «Средь путей живописца тушь простая выше всего». Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца. Порой на картине всего лишь в фут пейзаж он напишет сотнями тысяч верст. Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью.

Чань-буддистская философия, дала дальневосточной пейзажной живописи ещё один уровень смысла и символики. Именно этой философии китайский пейзаж обязан своими монохромными тонами.
 



Комментариев нет:

Отправить комментарий